Взаимодействие службы судебных приставов с прокуратурой

официальная символика службы судебных приставов.

Статьей 19 Закона о судебных приставах предусмотрено, что надзор и контроль за деятельностью судебных приставов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Настоящий законодательный акт определяет основания и методы осуществления прокурорского надзора.

Кроме того, в своей деятельности по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами прокуроры руководствуются такими ведомственными нормативными актами, как:

- указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. N 19/38 "О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения";

- указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами".

Предмет надзора.

Статья 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" констатирует, что предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора.

На основании ст. 22 того же Закона к полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов ФССП России относится право: знакомиться с любым исполнительным производством; иметь доступ к его документации и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; требовать выделения специалистов для возникших вопросов; требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; опротестовывать противоречащие закону правоприменительные акты судебных приставов - постановления; обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Прокурор должен знать о месте и времени рассмотрения его протеста, он также имеет право участвовать в этом рассмотрении. Прокурору субъекта РФ или его заместителю представляются материалы и дела, требующие согласия или санкций на производство следственных действий, продление сроков проверки или расследования; утверждения обвинительных актов и постановлений о прекращении уголовных дел, возбужденных дознавателями ФССП России.

Меры прокурорского реагирования.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при выявлении фактов нарушения законодательства вправе и обязан принимать меры прокурорского реагирования. Целью таких мер являются пресечение нарушений закона, наказание виновных и профилактика подобных нарушений в дальнейшем.

Важными для прокурора средствами защиты закона в ходе исполнительного производства являются возможность принесения представления об устранении нарушения закона, допущенного в ходе исполнительного производства, протеста на противоречащий Закону об исполнительном производстве процессуальный документ судебного приставаисполнителя, вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении или предостережения о недопустимости нарушения судебным приставом-исполнителем закона. На практике чаще всего прокуроры вносят представления об устранении нарушений закона.

Исходя из положений законодательства прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд об отмене данного правового акта. В частности, протест прокурора может быть принесен на незаконные правовые акты по исполнительному производству. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления главному судебному приставу РФ или главному судебному приставу субъекта РФ. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель также вправе внести представление главному судебному приставу РФ или главному судебному приставу субъекта РФ об устранении выявленных нарушений закона. В течение месяца со дня внесения представления указанному должностному лицу должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор вправе возбудить административное производство в отношении судебного пристава и иного должностного лица, допустившего нарушение закона, о чем выносит мотивированное постановление.

Существует и такая мера прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится в письменной форме прокурором либо его заместителем в целях предупреждения правонарушений, когда у прокурора имеются сведения о еще не совершенных, но готовящихся правонарушениях.

Кроме того, прокурор при обнаружении в действиях судебных приставов и (или) их руководителей признаков уголовно наказуемых деяний вправе направить соответствующие материалы в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и его расследования. При этом в соответствии со своими полномочиями прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела и за предварительным расследованием.

Предусмотренные меры реагирования применяются по результатам проверок соблюдения законов судебными приставами-исполнителями. Нарушения выявляются и в ходе плановых прокурорских проверок, и при проведении проверок по заявлениям (жалобам) взыскателей, должников или иных участников исполнительного производства по конкретным исполнительным производствам. Действующее процессуальное законодательство относит прокурора к лицам, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ и ст. 40 АПК РФ), что связано с его юридической заинтересованностью в исходе дела. Однако эта заинтересованность носит иной характер, нежели заинтересованность сторон, третьих лиц, заявителей и жалобщиков по делам неискового производства, которые материально заинтересованы в исходе дела.

Прокурор является самостоятельным участником как гражданского, так и арбитражного процесса, его участие не зависит от других лиц, участвующих в деле. Вопрос о принятии участия в конкретном гражданском деле в судах общей юрисдикции прокурор решает по своей инициативе исходя из актуальности, сложности, общественного и социального значения дела, состояния законности в регионе, руководствуясь требованиями ст. 45 ГПК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что Закон об исполнительном производстве не содержит нормы, предоставляющей прокурору право на оспаривание в судебном порядке или обжалование в порядке подчиненности постановлений судебного приставаисполнителя и других должностных лиц ФССП России, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа. Такое право предоставлено ст. 121 Закона об исполнительном производстве сторонам исполнительного производства и иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Прокурор может оспорить постановление судебного пристава-исполнителя, его действие (бездействие) путем обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ. Однако, к примеру, в делах по защите прав и интересов несовершеннолетних в силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ ему придется обосновывать невозможность обращения в суд родителей, иных законных представителей несовершеннолетних или самих несовершеннолетних.

Например, прокурор Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. ст. 52 и 198 АПК РФ о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Решением арбитражного суда в удовлетворении иска отказано со ссылкой, что прокурору не предоставлено право на обжалование действий судебного приставаисполнителя. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2004 г. N А12-14877/03-С32 решение суда отменено, право на обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя подтверждено. Аналогичными являются Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 ноября 2009 г. по делу N Ф03-6162/2009 и от 29 июля 2009 г. по делу N Ф03-3430/2009.

Типичные нарушения закона в деятельности судебных приставовисполнителей, выявляемые прокурорами:

- нарушение сроков возбуждения исполнительных производств;

- нарушение сроков направления сторонам исполнительных производств копий постановлений;

- нарушение сроков окончания исполнительных производств;

- возбуждение исполнительного производства на основании копии исполнительного листа (документа);

- нарушение ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве об объединении исполнительных производств в сводное производство;

- наличие в материалах исполнительных производств процессуальных документов, не утвержденных начальником отдела - старшим судебным приставом (постановление о взыскании исполнительского сбора, постановление о распределении денежных средств, постановление о принудительном приводе и т.д.);

- использование факсимиле подписи начальника отдела - старшего судебного пристава для подписания и утверждения процессуальных документов;

- отсутствие исходящих номеров на документах, направленных в адрес должностных лиц и органов, выдавших исполнительные документы, сторон исполнительного производства и третьих лиц (постановлениях и запросах);

- нарушение порядка уничтожения исполнительных производств по истечении сроков хранения (акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, составляются с нарушением установленного порядка; перечень исполнительных производств указывается в приложении к акту; страницы акта и перечня не нумеруются);

- отсутствие зональных книг учета исполнительных производств;

- несоответствие зональных книг учета исполнительных производств установленному образцу и ведение их с нарушением установленного порядка;

- отсутствие в зональных книгах учета исполнительных производств сведений об остатках исполнительных производств, перенесенных на начало года (вместо этого приобщаются акты инвентаризаций остатков исполнительных производств);

- необоснованное вынесение постановлений о временном ограничении выезда граждан из Российской Федерации;

- непринятие мер, направленных на проверку имущественного положения должника (нет запросов в регистрирующие органы, кредитные организации, не выходили по месту жительства и нахождения должника, не объявлен розыск имущества и т.д.);

- отсутствие обращения к бухгалтерии работодателя должника судебным приставомисполнителем при вынесении постановления о наложении взыскания на доходы должника;

- отсутствие должного взаимодействия подразделений розыска с правоохранительными и иными органами исполнительной власти;

- заведение дел о розыске имущества и должников без достаточных на то оснований (без заявления взыскателя, без проведения судебным приставом-исполнителем каких-либо мер по установлению имущественного положения должника либо при наличии в материалах исполнительных производств сведений о погашении задолженности);

- нарушение сроков ведения розыскных дел и несвоевременное продление этих сроков;

- наложение ареста на имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание;

- наложение ареста на имущество, явно не принадлежащее должнику;

- окончательная оценка арестованного имущества с нарушением установленного порядка (без привлечения оценщика);

- нарушение сроков передачи арестованного имущества на реализацию;

- нарушение порядка ведения книг учета арестованного имущества (информация по аресту и реализации имущества должников вносится не в полном объеме, допускается исправление записей с использованием корректирующей жидкости и т.п.);

- несвоевременная проверка книг учета арестованного имущества (ежемесячно начальниками отделов - старшими судебными приставами и ежеквартально начальником отдела организации работы по оценке и реализации имущества должников и руководителем управления);

- привлечение виновных к административной ответственности в нарушение сроков давности (ст. 4.5 КоАП РФ);

- незаконное возбуждение административного производства при отсутствии достаточных оснований полагать о наличии административного правонарушения;

- нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 28.2 КоАП РФ (не разъяснены права и обязанности участникам административного производства и т.п.);

- несоставление протокола осмотра места административного правонарушения в порядке ст. 28.1.1 КоАП РФ при наличии такой необходимости либо составление его с грубым нарушением требований указанной статьи (отсутствие понятых и т.п.);

- отсутствие постановлений о расчете задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов;

- наличие непрекращенных исполнительных производств о взыскании алиментов в отношении умерших должников;

- наложение взыскания на денежные пособия, выплачиваемые должникам на содержание детей;

- нарушение сроков рассмотрения заявлений и жалоб граждан, предусмотренных ст. ст. 126 и 127 Закона об исполнительном производстве и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

- несвоевременное перечисление денежных средств, поступивших на депозитный счет подразделения судебных приставов в счет оплаты долга взыскателям (при наличии в материалах исполнительного производства данных о банковских реквизитах взыскателей);

- нарушение очередности удовлетворения требований взыскателей по исполнительным документам;

- преждевременное взыскание исполнительского сбора, в том числе без направления должнику постановления о взыскании исполнительского сбора;

- нарушение ч. 4 ст. 112 Закона об исполнительном производстве: не взыскивается исполнительский сбор по исполнительным производствам о взыскании алиментов, оконченных на основании п. п. 1 и 8 ч. 1 ст. 47 данного Закона;

- составление фиктивных актов о невозможности взыскания задолженности (в связи с отсутствием имущества и т.п.);

- несвоевременное направление материалов дознавателям для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии признаков состава преступления;

- и другие.

Рейтинг@Mail.ru