Кто такие судебные приставы.

Структурные подразделения судебных приставов.

Что такое классный чин.

Какие задачи выполняют судебные приставы.

Что такое исполнительный лист.

Что такое исполнительное производство.

Что такое разыскное дело.

Как попасть к судебным приставам.

Правовые вопросы.

Взаимодействие службы судебных приставов с прокуратурой.

Статьей 19 Закона о судебных приставах предусмотрено, что надзор и контроль за деятельностью судебных приставов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Настоящий законодательный акт определяет основания и методы осуществления прокурорского надзора.

Кроме того, в своей деятельности по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами прокуроры руководствуются такими ведомственными нормативными актами, как:

- указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. N 19/38 "О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения";

- указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами".

Предмет надзора.

Статья 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" констатирует, что предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора.

На основании ст. 22 того же Закона к полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов ФССП России относится право: знакомиться с любым исполнительным производством; иметь доступ к его документации и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; требовать выделения специалистов для возникших вопросов; требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; опротестовывать противоречащие закону правоприменительные акты судебных приставов - постановления; обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Прокурор должен знать о месте и времени рассмотрения его протеста, он также имеет право участвовать в этом рассмотрении. Прокурору субъекта РФ или его заместителю представляются материалы и дела, требующие согласия или санкций на производство следственных действий, продление сроков проверки или расследования; утверждения обвинительных актов и постановлений о прекращении уголовных дел, возбужденных дознавателями ФССП России.

Меры прокурорского реагирования.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при выявлении фактов нарушения законодательства вправе и обязан принимать меры прокурорского реагирования. Целью таких мер являются пресечение нарушений закона, наказание виновных и профилактика подобных нарушений в дальнейшем.

Важными для прокурора средствами защиты закона в ходе исполнительного производства являются возможность принесения представления об устранении нарушения закона, допущенного в ходе исполнительного производства, протеста на противоречащий Закону об исполнительном производстве процессуальный документ судебного приставаисполнителя, вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении или предостережения о недопустимости нарушения судебным приставом-исполнителем закона. На практике чаще всего прокуроры вносят представления об устранении нарушений закона.

Исходя из положений законодательства прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд об отмене данного правового акта. В частности, протест прокурора может быть принесен на незаконные правовые акты по исполнительному производству. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления главному судебному приставу РФ или главному судебному приставу субъекта РФ. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель также вправе внести представление главному судебному приставу РФ или главному судебному приставу субъекта РФ об устранении выявленных нарушений закона. В течение месяца со дня внесения представления указанному должностному лицу должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор вправе возбудить административное производство в отношении судебного пристава и иного должностного лица, допустившего нарушение закона, о чем выносит мотивированное постановление.

Существует и такая мера прокурорского реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится в письменной форме прокурором либо его заместителем в целях предупреждения правонарушений, когда у прокурора имеются сведения о еще не совершенных, но готовящихся правонарушениях.

Кроме того, прокурор при обнаружении в действиях судебных приставов и (или) их руководителей признаков уголовно наказуемых деяний вправе направить соответствующие материалы в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и его расследования. При этом в соответствии со своими полномочиями прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела и за предварительным расследованием.

Предусмотренные меры реагирования применяются по результатам проверок соблюдения законов судебными приставами-исполнителями. Нарушения выявляются и в ходе плановых прокурорских проверок, и при проведении проверок по заявлениям (жалобам) взыскателей, должников или иных участников исполнительного производства по конкретным исполнительным производствам. Действующее процессуальное законодательство относит прокурора к лицам, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ и ст. 40 АПК РФ), что связано с его юридической заинтересованностью в исходе дела. Однако эта заинтересованность носит иной характер, нежели заинтересованность сторон, третьих лиц, заявителей и жалобщиков по делам неискового производства, которые материально заинтересованы в исходе дела.

Прокурор является самостоятельным участником как гражданского, так и арбитражного процесса, его участие не зависит от других лиц, участвующих в деле. Вопрос о принятии участия в конкретном гражданском деле в судах общей юрисдикции прокурор решает по своей инициативе исходя из актуальности, сложности, общественного и социального значения дела, состояния законности в регионе, руководствуясь требованиями ст. 45 ГПК РФ.

Вместе с тем следует отметить, что Закон об исполнительном производстве не содержит нормы, предоставляющей прокурору право на оспаривание в судебном порядке или обжалование в порядке подчиненности постановлений судебного приставаисполнителя и других должностных лиц ФССП России, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа. Такое право предоставлено ст. 121 Закона об исполнительном производстве сторонам исполнительного производства и иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Прокурор может оспорить постановление судебного пристава-исполнителя, его действие (бездействие) путем обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ. Однако, к примеру, в делах по защите прав и интересов несовершеннолетних в силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ ему придется обосновывать невозможность обращения в суд родителей, иных законных представителей несовершеннолетних или самих несовершеннолетних.

Например, прокурор Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. ст. 52 и 198 АПК РФ о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Решением арбитражного суда в удовлетворении иска отказано со ссылкой, что прокурору не предоставлено право на обжалование действий судебного приставаисполнителя. Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 января 2004 г. N А12-14877/03-С32 решение суда отменено, право на обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя подтверждено. Аналогичными являются Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 ноября 2009 г. по делу N Ф03-6162/2009 и от 29 июля 2009 г. по делу N Ф03-3430/2009.

Типичные нарушения закона в деятельности судебных приставовисполнителей, выявляемые прокурорами:

- нарушение сроков возбуждения исполнительных производств;

- нарушение сроков направления сторонам исполнительных производств копий постановлений;

- нарушение сроков окончания исполнительных производств;

- возбуждение исполнительного производства на основании копии исполнительного листа (документа);

- нарушение ч. 1 ст. 34 Закона об исполнительном производстве об объединении исполнительных производств в сводное производство;

- наличие в материалах исполнительных производств процессуальных документов, не утвержденных начальником отдела - старшим судебным приставом (постановление о взыскании исполнительского сбора, постановление о распределении денежных средств, постановление о принудительном приводе и т.д.);

- использование факсимиле подписи начальника отдела - старшего судебного пристава для подписания и утверждения процессуальных документов;

- отсутствие исходящих номеров на документах, направленных в адрес должностных лиц и органов, выдавших исполнительные документы, сторон исполнительного производства и третьих лиц (постановлениях и запросах);

- нарушение порядка уничтожения исполнительных производств по истечении сроков хранения (акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, составляются с нарушением установленного порядка; перечень исполнительных производств указывается в приложении к акту; страницы акта и перечня не нумеруются);

- отсутствие зональных книг учета исполнительных производств;

- несоответствие зональных книг учета исполнительных производств установленному образцу и ведение их с нарушением установленного порядка;

- отсутствие в зональных книгах учета исполнительных производств сведений об остатках исполнительных производств, перенесенных на начало года (вместо этого приобщаются акты инвентаризаций остатков исполнительных производств);

- необоснованное вынесение постановлений о временном ограничении выезда граждан из Российской Федерации;

- непринятие мер, направленных на проверку имущественного положения должника (нет запросов в регистрирующие органы, кредитные организации, не выходили по месту жительства и нахождения должника, не объявлен розыск имущества и т.д.);

- отсутствие обращения к бухгалтерии работодателя должника судебным приставомисполнителем при вынесении постановления о наложении взыскания на доходы должника;

- отсутствие должного взаимодействия подразделений розыска с правоохранительными и иными органами исполнительной власти;

- заведение дел о розыске имущества и должников без достаточных на то оснований (без заявления взыскателя, без проведения судебным приставом-исполнителем каких-либо мер по установлению имущественного положения должника либо при наличии в материалах исполнительных производств сведений о погашении задолженности);

- нарушение сроков ведения розыскных дел и несвоевременное продление этих сроков;

- наложение ареста на имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание;

- наложение ареста на имущество, явно не принадлежащее должнику;

- окончательная оценка арестованного имущества с нарушением установленного порядка (без привлечения оценщика);

- нарушение сроков передачи арестованного имущества на реализацию;

- нарушение порядка ведения книг учета арестованного имущества (информация по аресту и реализации имущества должников вносится не в полном объеме, допускается исправление записей с использованием корректирующей жидкости и т.п.);

- несвоевременная проверка книг учета арестованного имущества (ежемесячно начальниками отделов - старшими судебными приставами и ежеквартально начальником отдела организации работы по оценке и реализации имущества должников и руководителем управления);

- привлечение виновных к административной ответственности в нарушение сроков давности (ст. 4.5 КоАП РФ);

- незаконное возбуждение административного производства при отсутствии достаточных оснований полагать о наличии административного правонарушения;

- нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 28.2 КоАП РФ (не разъяснены права и обязанности участникам административного производства и т.п.);

- несоставление протокола осмотра места административного правонарушения в порядке ст. 28.1.1 КоАП РФ при наличии такой необходимости либо составление его с грубым нарушением требований указанной статьи (отсутствие понятых и т.п.);

- отсутствие постановлений о расчете задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов;

- наличие непрекращенных исполнительных производств о взыскании алиментов в отношении умерших должников;

- наложение взыскания на денежные пособия, выплачиваемые должникам на содержание детей;

- нарушение сроков рассмотрения заявлений и жалоб граждан, предусмотренных ст. ст. 126 и 127 Закона об исполнительном производстве и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

- несвоевременное перечисление денежных средств, поступивших на депозитный счет подразделения судебных приставов в счет оплаты долга взыскателям (при наличии в материалах исполнительного производства данных о банковских реквизитах взыскателей);

- нарушение очередности удовлетворения требований взыскателей по исполнительным документам;

- преждевременное взыскание исполнительского сбора, в том числе без направления должнику постановления о взыскании исполнительского сбора;

- нарушение ч. 4 ст. 112 Закона об исполнительном производстве: не взыскивается исполнительский сбор по исполнительным производствам о взыскании алиментов, оконченных на основании п. п. 1 и 8 ч. 1 ст. 47 данного Закона;

- составление фиктивных актов о невозможности взыскания задолженности (в связи с отсутствием имущества и т.п.);

- несвоевременное направление материалов дознавателям для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии признаков состава преступления;

- и другие.

Рейтинг@Mail.ru