Главная

Кто такие приставы.

Структурные подразделения приставов.

Что такое классный чин.

Какие задачи выполняют приставы.

Что такое исполнительный лист.

Что такое исполнительное производство.

Что такое разыскное дело.

Как попасть к приставам.

Правовые вопросы.

Извещения и вызовы судебного пристава.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Таким образом, непременным условием подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению является факт надлежащего извещения должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства, что обусловливает возможность последующего применения к нему мер принудительного исполнения.

Одним из основополагающих элементов в создании условий, позволяющих субъектам реально участвовать в исполнительном производстве, является их надлежащее извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения.

Институт извещений в исполнительном производстве имеет важное практическое значение и направлен на обеспечение конституционного принципа законности (ч. 2 ст. 15 Конституции России, ст. 3 Закона об исполнительном производстве). Учитывая данное обстоятельство, в Законе об исполнительном производстве 2007 г. выделена самостоятельная гл. 4 "Извещения и вызовы в исполнительном производстве".

Можно говорить, что извещения и вызовы выступают средствами информационного обеспечения исполнительного производства.

Действующее законодательство устанавливает, что лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения следующими возможными способами:

- повесткой с уведомлением о вручении;

- телефонограммой;

- телеграммой;

- с использованием электронной, иных видов связи и доставки;

- доставкой лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

В настоящее время применяются утвержденные ФССП России 27 ноября 2008 г. N 01-3093 Методические рекомендации о порядке телефонного извещения должников по исполнительным производствам способом автоматического обзвона. Следует учитывать, что телефонное извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, не исключает применения иных способов извещения и вызова. Выбор того или иного способа извещения или вызова производится судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств, сложившихся в рамках конкретного исполнительного производства.

Порядок извещения.

В направляемой судебным приставом-исполнителем повестке или ином извещении должна содержаться следующая информация: наименование и адрес подразделения судебных приставов; наименование адресата; указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат; наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат; дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения; последствия неявки адресата по вызову.

При этом если адресату вместе с повесткой или иным извещением направляется копия постановления судебного пристава-исполнителя, то наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат, а также дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения могут не указываться.

Правила извещения различаются в зависимости от вида должника (физическое лицо или юридическое лицо).

Особенности извещения физических лиц.

Извещение, адресованное лицу (физическому лицу), участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Сведения о месте нахождения должника - физического лица могут быть получены судебным приставом-исполнителем:

- из исполнительного документа;

- из информации, представленной взыскателем;

- из базы данных адресного бюро;

- из базы данных Пенсионного фонда, Фонда социального страхования (о месте работы) и иных источников.

Особенности извещения юридических лиц.

Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

Гражданское законодательство понятия юридического адреса юридического лица не содержит, оперируя понятием "место нахождения юридического лица" как одним из средств его индивидуализации.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Таким образом, уведомляя юридическое лицо, следует иметь в виду, что извещение будет признано надлежащим лишь в том случае, если оно направлено по юридическому адресу юридического лица, т.е. по адресу его государственной регистрации, указанному в учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). При этом адрес, указанный в исполнительном документе, в некоторых случаях может не соответствовать адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Поэтому, возбуждая исполнительное производство в отношении должника-организации, судебному приставуисполнителю следует запросить в налоговых органах выписку из ЕГРЮЛ.

Формы извещения.

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две основные формы извещения должника:

- направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством почтовой связи (наиболее широко используемый вариант);

- непосредственное вручение постановления лично судебным приставомисполнителем или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить. Таким лицом, которому судебный пристав-исполнитель может поручить доставить (вручить) постановление о возбуждении исполнительного производства, может быть взыскатель или его представитель.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах, согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе поручить взыскателю с его согласия или его представителю доставить (вручить) должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.

В случае если повестка или иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Если повестка, иное извещение доставляются иным видом связи, то дата и время их доставления адресату фиксируются установленным способом (ст. 26 Закона об исполнительном производстве). В частности, телеграмма доставляется оператором связи по указанному адресу, а в уведомлении о ее доставке фиксируются дата, время и данные лица, которому вручена телеграмма.

Несравнимо сложнее обстоит дело с установлением факта доставки извещения посредством телефонограммы, электронной, факсимильной, других подобных видов связи, поскольку лицо, принимающее информацию, не всегда может являться непосредственным адресатом, кому адресовано извещение. К сожалению, на сегодня отсутствует и регламентация вопроса, связанного с тем, обязано ли лицо, получившее, к примеру, извещение посредством электронной почты, совершать действия, направленные на подтверждение его получения.

В настоящее время применяются Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. Согласно п. 2 данных Правил почтовым отправлением с уведомлением о вручении признается почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление. В то же время особенности вручения повестки или иного извещения определяются ст. 27 Закона об исполнительном производстве.

При этом правила вручения физическим лицам и юридическим лицам также неодинаковы.

Так, повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства, то повестка, иное извещение вручаются кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. В этом случае адресат считается извещенным.

Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве установил, что надлежащим извещением должника-организации будет и такое извещение, при котором оно (постановление) вручено любому работнику организации вне зависимости от занимаемой должности. В то же время судебному приставу-исполнителю необходимо удостовериться в том, что лицо, принимающее постановление, состоит с организацией-должником в трудовых правоотношениях.

При вручении извещения (постановления) работнику организации, не являющемуся единоличным исполнительным органом (руководителем), последнему следует разъяснить о необходимости доведения полученной им информации до сведения руководителя организации, разъяснив также, что в противном случае его бездействие может привести к неисполнению судебного акта, что может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

В случае спора о правомерности вручения постановления соответствующему лицу следует запросить у должника-организации сведения о заключенном трудовом договоре с лицом, получившим постановление, и запросить в органах Пенсионного фонда и Фонда социального страхования информацию о пенсионных отчислениях на имя этого лица и их источнике.

Отказ от приема повестки.

Часто возникают ситуации, когда адресат отказывается принять доставленную ему повестку или иное извещение. Статья 29 Закона об исполнительном производстве в этой ситуации предусматривает, что доставляющее лицо делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, признаются извещенными в следующих установленных законом случаях. При этом Закон об исполнительном производстве вслед за АПК РФ (ч. 2 ст. 123) и ГПК РФ (ст. 117) допускает правовую фикцию (презумпцию) надлежащего извещения даже в случае, если в действительности извещение не было вручено.

Так, при отказе адресата принять повестку, иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если:

1) адресат отказался от получения повестки или иного извещения;

2) несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу. Причем в случае неявки адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи).

Сообщение лица о перемене своего адреса.

Поскольку лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства, то при отсутствии подобного сообщения повестка или иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица. В этом случае такое лицо считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 28 Закона об исполнительном производстве). Данный подход законодателя обоснован тем, что законодательство РФ предусматривает обязательную регистрацию как граждан (по месту жительства или пребывания), так и юридических лиц (по месту нахождения). Возникновение негативных последствий вследствие несоблюдения таких требований возлагается в данном случае на должника.

Кроме того, следует подчеркнуть, что исходя из буквального прочтения закона обязанность сообщать о перемене своего адреса возникает лишь у лица, участвующего в исполнительном производстве. В свою очередь, подобный статус у должника возникает только после вручения ему постановления о возбуждении исполнительного производства. Соответственно до такого вручения у должника отсутствует обязанность сообщать о перемене своего адреса.

Исключения из обязанности предварительного уведомления.

Имеются определенные особенности в ситуациях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество или принятии иных обеспечительных мер. В этих случаях судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, при возникновении необходимости могут вызываться либо к судебному приставу-исполнителю, либо непосредственно на место совершения исполнительных действий (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Отметим, что способы вызова аналогичны используемым способам извещения (повестка с уведомлением о вручении, телефонограмма, телеграмма и др.).

Привод уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя.

Если лица уклоняются от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, то они могут подвергаться приводу.

Основанием для привода соответственно могут выступать: постановление суда (судьи); постановление дознавателя или постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).

Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Для его осуществления судебные приставы по ОУПДС выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают личность путем проверки документов, объявляют ему под роспись постановление о приводе.

В случае если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие с соблюдением ст. ст. 15 - 18 Закона о судебных приставах. Одновременно на судебных приставов по ОУПДС возлагается обязанность быть корректными при обращении к указанным лицам.

После осуществления привода судебным приставом должен быть составлен акт, в котором указываются место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетели.

Имеются определенные особенности привода несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, - в отношении таких лиц привод производится через их родителей либо их законных представителей (п. 5.8 Инструкции N 226).

Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" внесены существенные изменения в КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве, которыми предусматривается в том числе унификация приводов в суд в рамках одного государственного органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов (по гражданским, уголовным и теперь административным делам).

С учетом данного Федерального закона привод осуществляется:

- органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

- органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Рейтинг@Mail.ru